Житие Никиты Столпника Переяславского

Житие Никиты Столпника Переяславского
Житие Никиты Столпника Переяславского – памятник агиографии конца XIV – начала XV в. (?), рассказывающий о святом, который посвятил себя редкому на Руси виду подвижничества, столпничеству. Первоначально Ж. состояло из повествования о жизни Никиты до пострижения, когда он «бе мытарем друг», о внезапном его раскаянии, о подвижничестве затем в монастыре великомученика Никиты под Переяславлем, о прижизненных чудесах исцеления им недужных, о кончине его от рук убийц, польстившихся на вериги святого; заканчивалось Ж. чудом о скором возвращении в монастырь украденных вериг (рук. ГПБ, Q.I.802, XVI в.; Соф. собр., № 1484, XVII в.; БАН, I.A.31, XVII в., и др.). В середине XVI в. к Ж. были добавлены посмертные чудеса, первое из которых описывает предпринятую митрополитом Фотием (следовательно, события происходили между 1410 и 1431 гг., время пребывания Фотия на митрополичьей кафедре) попытку выкопать из земли мощи святого (внезапно поднявшийся вихрь вновь засыпал землей обретенные мощи), а последние рассказывают о событиях, связанных с постройкой каменного храма в Никитском монастыре (рук. ГПБ, собр. Погодина, № 1612, XVI в.; Q.I.928, XVII в.; БАН. I.A.37, XVII в. и др.). Время жизни Никиты остается не совсем ясным. В Ж. нет никаких исторических примет, за исключением рассказа о чудесном исцелении черниговского князя Михаила, поставившего в память об этом событии крест близ монастыря «в лето 6694 (1186)». Но указание на год установки креста встречается не во всех списках. Указание на год смерти святого имеется только в нескольких списках Ж. с посмертными чудесами, имеющих явно вторичное членение на главы, где раздел об убиении Никиты озаглавлен: «О преставлении святаго в лето 6701 (1193) месяца мая 23». Е. Е. Голубинский относил время жизни Никиты Столпника к периоду после монголо-татарского нашествия. В. О. Ключевский считал, что Ж. было создано в конце XIV – начале XV в., полагая, что такой текст, лишенный черт исторической и бытовой конкретности, мог сложиться только на большом временном отдалении от описываемого события. Исходя из того, что в первоначальном Ж. никак не отразились события, связанные с действиями митрополита Фотия по открытию мощей Никиты Столпника, можно предполагать, что оно было написано до этого времени. Первое посмертное чудо, рассказывающее о попытке митрополита Фотия, было написано в середине XVI в. Писавший о нем автор был близок к Даниилу Переяславскому, на которого и ссылался как на своего информатора («некогда слышахом повесть дивну... от старца честнаго Даниила...»). Вслед за этим чудом идут три чуда об исцелении недужных и чудо о воде, озаглавленное «О царском хожении по святым местам и о царских чадех их, и чюдо о воде святаго Никиты, и о распространении монастыря его». Сказание об этом чуде под тем же самым названием, без изменений в тексте входит в 17-ю грань Степенной книги (см. ПСРЛ, СПб., 1913, т. 21, втор. пол., с. 651–652), составление которой принадлежит всероссийскому митрополиту Афанасию. Афанасий, родом переяславец, только в 1549–1550 гг. взятый царем в Москву, был духовным сыном Даниила Переяславского (ум. в 1540 г.) и автором его жития, написанного им уже в Москве. Получается, что чудеса к Ж. писал митрополит Афанасий, которому его учитель Даниил Переяславский, живший в Никитском монастыре в молодые годы (см.: Смирнов С. И. Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца, повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908) мог рассказать о тамошних монастырских преданиях. В чуде о святой воде из Никитского монастыря говорится о том, как Иван Грозный после Казанской победы обходил с царицей Анастасией разные монастыри, как молебен у гроба Никиты Столпника «отложил скорбь» от сердец царствующей четы, похоронившей во время этого путешествия младенца царевича Димитрия, и принес им новое чадо – царевича Ивана Ивановича, как на втором году жизни царевича Ивана чудесным образом в его присутствии «воскипела» в сосуде освященная вода из Никитского монастыря, и как царь в честь этого чуда учредил в Никитском монастыре общежительство. Но остается неясным, писалось ли оно Афанасием первоначально для Ж. или, напротив, для Степенной книги. Что, составляя Степенную книгу, Афанасий был уже знаком с первоначальным Ж., ясно по тому, что он включил в нее рассказ из Ж. об исцелении Никитой черниговского князя Михаила (см.: ПСРЛ. СПб., 1908, т. 21, пер. пол., с. 248–249). За чудесами, писанными митрополитом Афанасием, следуют чудеса, принадлежащие другому автору. И первое из них – снова чудо о никитской воде в новой версии: никитская вода здесь исцеляет тяжело больного царевича Ивана Ивановича и притом дважды; автор этой версии особо подчеркивает, что результатом чуда было дарование никитской обители прав общежительного монастыря, земельных владений и прочих благ со стороны царя, в том числе и права строительства большого каменного храма в честь великомученика Никиты с приделом Никиты Столпника. Дальнейшие чудеса в основном связаны со строительством этого храма. Тот, кто писал их, включая и чудо о воде, то и дело упоминает никитского игумена, участвовавшего в описываемых событиях, ни разу не называя его по имени («игумен обители тоя сам к государю ездил...»; «игумен же тоя обители даяше ей своима рукама пити воду освященную»), он обращает внимание на то, что во время приезда Ивана Грозного в 1556 г. в Переяславль, царь «пожаловал» никитского игумена «и место указал под двема архимандриты переаславскими»; наконец, он зашифровывает имя этого игумена тайнописью, и этот традиционно этикетный прием анонимного автора уже не оставляет сомнений в том, что так мог зашифровать свое имя только тот, кто писал чудеса: «И аще хощеши уведати имя игумену обителя тоя, второе первый началствуй, двое сотное сотным слагай, а с пятъдесятным ером навершается» (т. е. Вассианъ). Между прочим из повествования игумена Вассиана становится известным, что в 1564 г. освящать новую церковь в Никитский монастырь приезжал вместе с царем и царицей Марией новопоставленный митрополит Афанасий, первый списатель чудес Никиты Столпника. Кроме чуда о воде, игумен Вассиан представил в особых версиях еще два чуда, изложенных первоначально митрополитом Афанасием: чудо об исцелении дьякона Евстафия, ставшего впоследствии игуменом переяславского монастыря Бориса и Глеба Евфимием, и чудо «О чародеивом пономари Иоакиме». Надеялся ли Вассиан, создавая свои версии чудес, упразднить версии Афанасия? Судя по чуду о воде, которое он начал прямой ссылкой на Афанасьевскую версию («ум нудит ми от предиреченных святаго чудеси подробно рещи»), нет. Возможно, дальнейшие исследования сделают более ясной причину соединения в Ж. разных версий одних и тех же чудес. Первоначальное Ж. часто встречается в сопровождении Похвалы святому (см. ГПБ, Соф. собр., № 1357, XVII в.; № 1419, XVI в.; Q.XVII.140, XVII в. и др.). По эмоционально приподнятому, украшенному извитием словес стилю она резко отличается от Ж., написанного в простой повествовательной манере. В содержании Похвалы почти совсем не отразилось никаких моментов драматической биографии Никиты Столпника, известных по Ж., напротив, в ней воспеваются такие общие иноческие добродетели святого, которые даже как будто противоречат его житийной биографии: «нищелюбив», «страннолюбив», «отцем отец», «мнихом началник» (?). Этот недостаток Похвалы заметили те, кто включил первоначальное Ж. в состав Великих Миней Четиих. Заключая Ж. Похвалой, составители ВМЧ распространили ее вставками из того же самого Ж. (см. Софийский список ВМЧ – ГПБ, Соф. собр., № 1321, л. 475–476 об.), но остались видны швы, и не возникает сомнения в том, что распространенная Похвала вторична по отношению к краткой. Создается впечатление, что автор краткой Похвалы очень мало знал о святом. Не значит ли это, что Похвала была первым письменным памятником, посвященным Никите Столпнику, созданным раньше Ж.? Следует отметить, что в Ж. с посмертными чудесами Похвала тоже может встречаться: то, как продолжение первоначального Ж., перед чудесами, то после чудес. В Никитском переяславском монастыре еще в XIX в. сохранялись столп и древние вериги, принадлежавшие, по преданию, Никите, а до 1735 г. – и каменная шапка Столпника, взятая затем в канцелярию московского синодального приказа. Научного издания Ж. не имеет. Лит.: Макарий. История русской церкви. СПб., 1868, т. 3, с. 56–58; СПб., 1870, т. 6, кн. 1, с. 218; СПб., 1898, т. 8, кн. 3, с. 35–36; Ключевский. Древнерусские жития, с. 43–50, 283; Барсуков. Источники агиографии, стб. 393–396; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, 1–5, с. 108–124; Кунцевич Г. Житие св. Никиты Переяславского // ЖМНП, 1902, май, с. 1–7; Голубинский. История церкви. М., 1904, т. 1, 2-я пол., с. 762.
Н. В. Понырко

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Житие Никиты Столпника Переяславского" в других словарях:

  • Вассиан, игумен Переяславского монастыря — См. Житие Никиты Столпника Переяславского …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Древнерусская литература XIV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века …   Википедия

  • ВОСТОЧНЫЙ ПАПСКИЙ ИНСТИТУТ — [лат. Pontificium Institutum Studiorum Orientalium Ecclesiarum], высшее учебное и исследовательское заведение Римско католической Церкви, созданное для подготовки специалистов по богословию, догматике, литургике, каноническому праву и истории… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»